Триумф
Юрий Митиков02 декабря 2010, 22:30.раздел: Мужские игрушки

Полёты и народные традиции

Надо понимать всю глубину наших глубин, - сказал прапорщик.

И.И.Охлобыстин, «ДМБ»

Юрий МитиковДолгое время я считал, что миру известно всего две настоящие традиции. Первая – серьёзные люди выпивают только по значительным поводам. Обыкновенно к таковым у нас относят: «за отъезд», «за приезд», «со знакомствием», после бани, с получки, обмывая даже копеечную покупку, все религиозные, мирские, по всем календарям праздники от Дня ВДВ до взятия Бастилии. Обязательно надо выпить на рыбалке, на охоте, с тоски, с радости, на свадьбе, на похоронах, на днях рождения, «мы кинули», «нас кинули», «приплыли», «пронесло», уход в армию, приход из армии, повышение по службе, на отдыхе, для здоровья и т.п. Вторая традиция – шотландцы ходят в клетчатых юбках. И всё. Однако, после ознакомления с историей воздухоплавания, я понял, что это далеко не так. И подналёг на первоисточники.

 

17 декабря каждого года западный мир отмечает годовщину рождения авиации. У современного читателя может возникнуть вопрос, а почему за ноль отсчёта взят именно первый полёт братьев Райтов  (1903 г.)? Только потому, что они американцы? Или на то есть другие причины? Ведь пытливые умы поднимались в небо значительно раньше, и на воздушных шарах, и на дирижаблях, и на крыльях. И первый полёт, безусловно, был безмоторный, а возможно, и планирующий.

Всё это так. Но видимо именно к моменту звёздного часа братьев Райт развитие науки и техники достигло такого уровня, что стабильные полёты стали просто неизбежны. К тому же, браты, как положено в цивилизованном мире, запатентовали свой аэроплан. Несколько слов о первом полёте и аэроплане. Он продержался в воздухе 59 секунд, развив скорость 16м/с. Его вес 338 кг, суммарная площадь крыльев 30 м2, их размах 12 м, мощность двигателя 20 л/с, меньше, чем у ушастого Запорожца.

 

А уже через несколько дней после полёта братьев, подняли в воздух свои конструкции американец Ленгли, французы Адер и Фарман, англичанин Филиппс и американец Максим, проживавший в Англии (больше известный у нас по кинофильмам «Чапаев» и «Брат-2» как изобретатель знаменитого пулемёта). Процесс изготовления всё более совершенных аэропланов пошёл лавинообразно во всём мире. И уже 25 июля 1909 г Блерио на аппарате собственной конструкции перелетел Ла-Манш! Полный триумф!

 

Вообще, история воздухоплавания крайне интересна, драматична и изобилует неожиданными коллизиями. Лично для меня, например, удивительна традиция стойкого неприятия в древней Руси устремлений в небо. Вы удивлены? А вспомните наши народные сказки. Кто там летает, кто пионеры отечественной авиации? Удивительно, но только сугубо отрицательные герои – Баба Яга, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, ведьмы на помеле, колдуны («…через леса, через моря, колдун несёт богатыря»). Подлётывал и С. Разбойник. Был, правда, ещё ковёр-самолёт, но положительные герои либо его реквизировали на время у той же нечисти, либо пользовались на халяву. Попытка писателя П.Ершова  обелить полёты по средствам доброго Конька-Горбунка, поддержана не была и продолжения не имела. Лажа, одним словом, эти полёты – так издревле считалось в нашем рассудительном народе.

 

В «Истории Государства Российского» историк Н.М.Карамзин отмечает, как царизм зорко стоял на страже традиций, и в подтверждение цитирует Указ Ивана Грозного – «… смерд Никитка … летал на деревянных крылах в Александровской слободе.  То не божье дело, а от нечистой силы. Отрубить выдумщику(!) голову, … а выдумку огнём сжечь!»

 

Люди старшего поколения должны помнить полёт подьячего Ивана Крякутного на воздушном шаре, состоявшегося в Рязани в 1731г. Конечно же, из учебника истории. В летописи это событие, понятно, освещено с резким неприятием «… надул (шар) дымом поганым и вонючим, и нечистая сила подняла его выше берёзы …  Добрые люди выгнали его из города, а сначала хотели закопать живого в землю или сжечь». Очень точно подмечено, добрые люди …

 

Шло время, и царизм по-прежнему отстаивал чаянья народа. Один из первых планеристов России, тогда учащийся Тбилисской гимназии, А.Шиуков вспоминал, что не успел он поднять в воздух свой первый планёр, как прибежали полицейские, и потребовали незамедлительно прекратить «балаган». А шёл уже 1907г. После унизительных мытарств, ему удалось-таки получить разрешение на полёты, но только «без участия в них третьих лиц».

 

Наличие Думы в России, естественно, усилило защиту народных традиций. Уже в 1910г. (раньше и строже всех в мире!) Дума приняла Правила воздухоплавания, где запрещались полёты без присутствия полицейских. Интересны были и комментарии при одобрении этих человеколюбивых Правил «… прежде чем пустить людей летать, надо научить летать за ними (!) полицейских (аплодисменты и смех в зале)».

 

В начале прошлого века в России произошло неожиданное изменение общественного мнения по поводу полётов. Резкая неприязнь сменилась безумной любовью. От любви до ненависти, говорят, один шаг. И наоборот получается тоже. Для себя я нахожу объяснение этой метаморфозе только тем, что первые аэропланы к нам пришли от Фармана из Франции. А ведь именно к Франции у славян какое-то генетическое предрасположение. Скорее, правда, к француженкам. Но факт остаётся фактом – вдруг полюбили полёты на Руси необыкновенно.

 

Небезынтересно, что свой второй (!) демонстрационный полёт пионер авиации Сергей Уточкин произвёл именно в Екатеринославе летом 1910г. при огромном скоплении горожан, сначала на нынешней улице Савченко (драматически сел на дерево у пожарки), а на следующий день – в средней части нынешнего проспекта Кирова (ранее улица Полевая).

 

Но… все аэропланы, вплоть до 1910 г, заметно не дотягивали до конструкции самолёта образца 1882 г. контр-адмирала в отставке винницкого помещика А.Ф.Можайского, получившего российский патент на аэроплан в 1881г! Моноплан (!) Можайского имел фюзеляж (!), армированный металлом (!), крылья, установленные практически под современным углом (!) к фюзеляжу, рули горизонтальные (до 1909г. без таких рулей европейские самолёты летали только по прямой!)  и вертикальные, шасси на рессорах, топливные баки (оцинкованные), три креномера, компас, барометр, оптический прицел и прибор, измеряющий скорость. Вес самолёта был более 950кГ! Назначение – разведка и бомбометание. Мощности рекордных по весу паровых двигателей, спроектированных адмиралом лично(!), в итоге для взлёта не хватило, т.к. аэроплан оказался перетяжелён.  И пришлось старт организовывать со специального приспособления типа трамплин.

Состоялся всего один полёт в начале июня 1883 г. Без опыта пилотирования быстро убрать крен, полученный при старте, пилоту не удалось. Одним крылом аэроплан зацепился за забор ограждения площадки и упал, сломав крыло и фюзеляж. Пилот, нижний чин, погиб. На постройку аэроплана ушло имение адмирала, все его сбережения, даже обручальные кольца и часы. Комиссия оборонного ведомства России, составленная из патриотов отечества в составе Вальберга, Паукера и Герна, куда обратился Можайский, отклонила прошение о выделении средств на достройку аэроплана, даже не рассмотрев макеты, расчёты и образец. Да и что их рассматривать, когда было решение Французской академии наук о невозможности полётов аппаратов тяжелее воздуха! Первый Великий авиаконструктор умер в полнейшей нищете и безвестности.

 

В этой трагической истории меня больше всего поражает, помимо целеустремлённости, технический уровень адмирала российского флота, превзошедший мировой минимум на двадцать пять лет. Сегодня таких примеров образованности среди нашего генералитета мне, к сожалению, не известно. А, Вам, читатель?

Необходимо отметить, что похожая проблема (нехватка мощности при старте), возникла и на первой исторической конструкции братьев Райт. Хотя ими использовались появившиеся к тому времени лёгкие бензиновые двигатели. И старт был осуществлён с помощью … катапульты! Сейчас эти оба технических решения широко используются  на авианосцах. Там самолёты стартуют с катапульты по палубе-трамплину.

 

А вот что осталось практически в тени историков науки. Конструкцию аэроплана Можайский отрабатывал строго научно на воздушных змеях (по-современному – планёрах), и довёл их до такого совершенства и размера, что «летал на них с комфортом» по несколько раз на день. Очевидцы – академик И.П.Алымов и инженер Богословский были просто поражены. Кстати, «инженер» тогда звучало совсем по иному, гордо – инженер Эйфель, инженер Дизель. Без имён. Как древние греки – Сократ, Архимед, Пифагор. Их знали и так.

 

Таким образом, был и второй путь в небо, демократичный, не требовавший огромных денег. Обеспеченные люди до 1 мировой войны учились летать во Франции на аэропланах Фармана. Энтузиасты, не отягощенные средствами, – в самом начале ХХ века на дешёвых самодельных безмоторных планёрах. Для иллюстрации, уже в 1923 году в Коктебеле (Крым) состоялся первый Всесоюзный слёт планеристов. Молодёжь, выходцы из рабочих и крестьян, участники гражданской и мировой войн. Летало десять конструкций планёров. Рекорд длительности полётов – больше часа!

В этой информации меня удивило то, как могли люди с тремя-четырьмя классами образования (даже школьники) строить достаточно непростые конструкции? Я изучал в университете механику, аэродинамику, сопротивление материалов – сложные науки. Читатель, наверное, сталкивался на бытовом уровне с тем, что по учебникам наших профессоров и академиков даже гвоздя в деревяшку не забьёшь! Настолько их книги далеки от практики! Значит, были какие-то популярные, но дельные пособия?

 

Их «неизвестный» автор меня крайне заинтересовал. Я долго искал ответ на этот вопрос, и, в конце концов, нашёл. Оказывается, был пионер и, скорее всего, основоположник планеризма в мире, доктор медицины (!) Николай Андреевич Аренд (потомственный врач, его дядя-медик пытался спасти Пушкина после роковой дуэли с Дантесом), издавший две маленьких книжицы по строительству планёров. Первую их них – в 1860г., ещё до отмены крепостного права! Аренд получил блестящее образование в Санкт-Петербурге (любимый ученик Пирогова), защитил докторскую по лечению чумы, и переехал из столицы в Крым работать рядовым земским врачом. Увлёкся идеей полётов. Изучив, как физиолог и анатом птиц, решил практически все важные вопросы планеризма – формы  и площади крыла, угла его установки, органов управления, прочностных характеристик, материалов. Американцы говорят, что настоящий учёный только тот, кто может понятно объяснить самый сложный вопрос семилетнему ребёнку.  Н.А.Аренд смог.

Несомненно будучи патриотом, Аренд обратился в Главное инженерное управление флота для организации показа полётов его планёра с целью раннего обнаружения кораблей противника применительно к условиям Севастополя. Приходится слышать от наших предпринимателей, что сейчас чиновники лютуют. Лучше вчитайтесь в издевательскую резолюцию-приговор, которая легла на его «не подмазанное» Прошение:  «Нет никаких указаний на возможность применения идей к делу». Что такое чиновничье дело, объяснять не надо. Японцы выиграли Цусимское сражение, в том числе, благодаря поднятию наблюдателя на высоту 150 метров.

К сожалению, Н.А.Аренд, как и многие блестящие учёные, у нас практически неизвестен. Умер в полной нищете. А кто из читателей может  назвать имена истинных новаторов в авиации? Кто первым применил убирающееся шасси, первым поставил моторы с жидкостным охлаждением, не боящиеся пробоин, на боевые самолёты?  На чьём самолёте впервые был совершён полёт через Северный полюс, чьи самолёты бомбили Берлин в сентябре 1941г, взлетая с подмосковных аэродромов, кто первый разработал сверхзвуковой самолёт ещё в 1935 году?  Нет ответа. А он был бы точно, если это всё изобрели немцы, или англичане, или французы. Не говоря уже об американцах.

Вообще-то у нас осталось какое-то несерьёзное отношение к планёрам. Что-то в них мы видим наивное, детское. На самом деле, это далеко не так. У американцев будущие космонавты проходят курс планеризма в обязательном порядке, и по сей день. Ни что так не развивает психологическую устойчивость  и самостоятельность пилота как свободное парение в небе.

 

Первыми значение планёров поняли военные  Советского Союза. Вторыми - фашисткой Германии. В силу тупого засекречивания всего, о дерзком применении планёров в военных операциях Красной Армии нам практически ничего не известно. Кроме постоянной помощи партизанам и одного курьёза – летающего танка (!) О.Антонова.

 

Вспомним из школьного курса истории начало Второй мировой войны – немцы обошли  с фланга французскую линию Мажино. Через Бельгию, где была построена система наисовременнейших крепостей, которая должна была стать надёжной преградой для агрессора. Но этого не случилось. Почему? Неожиданно были применены  планёры. Немцы, отработав всю операцию на макетах, высаживали десант спецназа прямо на укрепления. Сопротивление прекращалось менее чем за час. Военный обозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс» в 1940г. писал, что эти операции – «страница, вырванная из книги Красной Армии, первой продемонстрировавшей эти методы на манёврах …».

 

Широко применялись планёры немцами и при захвате Норвегии. Муссолини был спасён группой головореза О.Скорцени (имел инженерное образование), прилетевшей на планёре с неожиданной для итальянских партизан стороны. Вспомним и кадры кинохроники, как американцы и англичане открывали второй фронт в Нормандии. Самоходные баржи подходят к берегу и солдаты по горло в воде стремятся на сушу. И мало кто знает, что большая часть войск союзниками высажена за Атлантическим валом с помощью 2590 военно-транспортных планёров. Что в немалой степени обеспечило успех операции.

 

Из активных планеристов выросли такие известные авиационные и ракетные конструкторы, как Королёв, Ильюшин, Яковлев, Антонов, Болховитинов, Тихонравов. Это я перечислил только первых лиц. И лучшие асы Второй мировой войны – Александр Покрышкин и Эрик Хартманн, были прекрасными планеристами.

 

В 1952 гора Клементьева (Узун-Сырт) была наказана за перелёт в Турцию лётчика на самолёте-буксировщике, отец которого был репрессирован, о чем пилот узнал в воздухе. Был дан приказ – в 24 часа школе планеризма исчезнуть с горы. Что успеешь вывести за это время? Разве что людей, да кое-какие документы и часть техники. После чего гора была подвергнута многочасовой бомбёжке. Следы воронок на горе видны и по сей день, а колодец с прекрасной питьевой водой и до сих пор не найден. Но свободолюбивый дух горы остался жив. И ещё совсем недавно она благодаря дельтапланеристам и парапланеристам переживает своё третье рождение. Сейчас её по шматочкам распродали в частные руки. Историческую святыню …

 

Интересно отметить, что рецидивы древней традиции нет, нет, да и выстрелят. Не так давно в этом убедился победитель одного из этапов международных соревнований в Коктебеле. Его параплан был замечен высоко в небе охраной феодосийской нефтебазы. Чем, кроме дремучих генов их мог возбудить полёт, неизвестно. Может, правда, помимо светлых нефтепродуктов, там занимаются и тёмными? Сами охранники объясняли своё возмущение ещё и тем, что, мало того, что летает, так ещё и в бороде! А ведь любой патриот помнит слова старинной народной песни «Сегодня ходит в бороде, а завтра где? – В НКВДе!» Понятное дело, у местной секьюрити взыграла кровушка, что выразилось в звонке куда следует, и преследовании подозрительного черновицкого сокола целых 5 км! Своё глубинное отношение к воздухоплаванию охранники, в полном соответствии с традициями, честно выразили руками. Правда, быстро появившиеся органы не дали самосуду дойти до логического завершения.

 

А вообще-то, юбилей авиации, да и ракетной техники, нам, истинным патриотам Украины, надо было отмечать в 2006г. В 906 году князь Олег, имевший, видимо, прекрасную техническую разведку в Китае (родина пороха), ночью «пускал по воздуху на Царьград какие-то огненные снаряды». А утром прибивал щиты на ворота. Так писал уважаемый историк Н.М.Карамзин.

Юрий Митиков

Разместить в LiveJournal Разместить на FriendFeed Сохранить в Evernote Разместить на ИМХОнете В дневник Liveinternet Забобрить!
В закладки Яндекса В Одноклассники.ru В Мой мир


02 декабря 2010, 22:30.Автор: Юрий МитиковПросмотров: 2930Комментарии (0)раздел: Мужские игрушки
Оценка статьи: +2 Нра! :)НЕ нра! :( -0

tr-rss-150.gif

Адрес редакции:

 

Ваша оценка ПМЖ «Триумф»:
Т — талантливо!
Р — респект!
И — интересно!
У — умно!
М — можно и лучше!
Ф — фи!


364.gif

18 декабря 2014, 10:43
Агроном публикует материал
Как выбрать кокосовый матрас?
02 сентября 2014, 10:23
Агроном публикует материал
Интересные факты о декоративных подушках
29 августа 2014, 18:52
Агроном публикует материал
Какую обувь купить осенью малышу?
27 августа 2014, 13:10
Агроном публикует материал
Реклама pr в интернете
27 августа 2014, 12:46
Агроном публикует материал
Правильный уход за автомобильными чехлами
31 июля 2014, 20:00
Агроном публикует материал
Выбор чехлов для Iphone/ipad - серьезный шаг.
24 июля 2014, 12:36
Агроном публикует материал
А вы уже купили детский велосипед?
21 июля 2014, 10:42
Агроном публикует материал
Таможенные услуги
15 июля 2014, 22:57
Агроном публикует материал
Качественные услуги телефонии
15 июля 2014, 13:43
Агроном публикует материал
Правила выбора мото аккумулятора
24 мая 2014, 10:39
Агроном публикует материал
Покупаем насос для отопления Grundfos
30 апреля 2014, 00:29
Агроном публикует материал
Online игры доступны всем и каждому