Триумф
Юрий Руденя15 апреля 2012, 14:01.раздел: Профессия

Курс молодого журналюги

как стать профессиональным журналистом
Поскольку мы живём в эпоху мирного слияния журналистики и PR-технологий, незнание основных приёмов воздействия на умы читателя чревато полной дисквалификацией. Если уж приходится выбирать между плохой журналистикой и хорошим пиаром, то последний, согласитесь, предпочтительней хотя бы из эстетических соображений. 

Негоже ругать политтехнологов и рекламщиков за промывание мозгов наивным обывателям - никому не хочется перебиваться с хлеба на квас. Иногда у них можно кое-чему и поучиться. Писать «джинсу» так, чтобы читатель рыдал от избытка чувств – на первый взгляд, искусство, которое дано немногим. Имена этих героев пера на слуху, они завсегдатаи аналитических программ и ток-шоу, их узнают на улицах. Однако непредвзятый анализ текстов показывает, что успех достигается довольно ограниченным набором стандартных приёмов. Незнание этих приёмов не освобождает журналиста от ответственности за неудачный текст. 

В принципе, и журналист, и PR-технолог решают сходные задачи. Судорожно клацая по клавишам своих ноутбуков и давясь горячим кофе, они пытаются привлечь внимание читателя/покупателя/избирателя к определённой проблеме/товару/личности и предлагают своё мнение по этим поводам как способ разобраться/продать/продвинуть (задвинуть). Неприятно, когда продавцы и создатели образов маскируются под непредвзятых искателей истины, но таковы правила игры. Ещё более изощрённы правила манипуляций над сознанием. 

как стать профессиональным журналистом
Человек – существо довольно сложное и недоверчивое, поэтому воздействие на него осуществляется сразу по нескольким направлениям. Первая задача – зацепить внимание. Название статьи и первая фраза должны одновременно заинтриговать, обозначить тему и задеть за живое (наличие логического парадокса приветствуется). Это даёт некоторый шанс, что статью дочитают до конца. 


Есть люди, чьё восприятие предпочитает зрительные образы, «визуалы» – им надо тут же подбросить картинку, которую они могли бы себе представить. «Кинестетикам» требуется пара слов, передающих телесные ощущения (типа горячий – холодный, тупой – острый и т. п.), «аудиалы» не настроятся на вашу волну, если в тексте не будет звуковых ассоциаций. Каждому из этих типов время от времени следует подбрасывать пару фраз. Второе предложение третьего абзаца этой статьи иллюстрирует использование этого приёма. Вставлять подобную фразу в четвёртый абзац будет уже поздно – треть аудитории, не дочитав, перевернут страницу. 

Вторая задача – равномерно распределить логические и эмоциональные аргументы в тексте статьи. Логические доводы убаюкивают критическое отношение, а эмоциональные дают позитивный импульс. Рассмотрим этот тезис на примере творчества известного журналиста/имиджмейкера/политтехнолога Станислава Белковского. Этот бородатый джентльмен с умными и печальными глазами, спокойным, уверенным голосом и выразительными движениями рук сам по себе живое воплощение успешного PR-проекта. Ему сразу хочется верить на слово. Но не будем забывать, что у этого милого человека на счету успешные PR-операции против Ходорковского и Лужкова с Примаковым. Манера воздействия на читателя у Белковского исключительно проста и безотказна. 

Любая его статья начинается с трёх-четырёх тезисов, с которыми легко согласиться любой здравомыслящий человек. Затем следует закрепляющая успех эмоциональная фраза, после которой следует довольно сомнительный пассаж, выдержанный в том же стиле, как и те тезисы, с которыми читатель уже согласился. Тут же следует яркий эмоциональный образ, и сомнительный тезис мирно откладывается где-то в подсознании. Но он ещё сыграет свою роль, когда автор плавно перейдёт к логическим выводам. 

как стать профессиональным журналистом
Дочитав статью до конца, жертва PR-технологий с удивлением обнаруживает, что в процессе чтения у него существенно изменилось мнение по рассматриваемой проблеме. Если бы господин Белковский изложил свои выводы без предварительной обработки читателя, то никакого воздействия на умы не случилось бы. В качестве домашнего задания можете препарировать какую-нибудь статью этого автора, благо, он весьма плодовит. Вышеуказанные приёмы сразу бросаются в глаза. 

Для тех, кто не способен овладеть этой техникой, годится способ иронически-ехидной манеры подачи материала, правда, процент обработки аудитории при этом гораздо ниже. Пример Татьяны Коробовой я даже не буду приводить, хотя и являюсь её благодарным читателем – бесплатная реклама противоречит моим моральным принципам. 

Технологию утончённого унижения конкурента по просьбе редакции пропускаем и плавно переходим к методам воздействия на подсознание……………………(пропущенный фрагмент текста высылается на адрес заказчика после подтверждения денежного перевода). 

Ну и главное: статья без эффектной концовки всё равно, что гроб без крышки. Хорошая концовка может спасти самую бредовую статью, поэтому без убийственной заключительной фразы статью редактору/заказчику/спонсору даже и не показывайте! 

Примечание: в ходе написания статьи ни одно PR-агенство не пострадало.

blog comments powered by Disqus



15 апреля 2012, 14:01.Автор: Юрий РуденяПросмотров: 3004Комментарии (1)раздел: Профессия
Оценка статьи: +6 Нра! :)НЕ нра! :( -2
Юрий Лигун27 октября 2009, 19:19Ответить
Тёзка, а ты заметил, что создал змею, кусающую себя за хвост? То есть, раскрывая тайны, раскрыл и свою, которая столь же банальна. Поверь (хотя слабо верю, что поверишь) старому журналюге – материал состоится лишь в том случае, если ты любишь (именно любишь, а не лоббируешь!) того, о ком пишешь. Вот и весь курс!

tr-rss-150.gif

Адрес редакции:

 

Ваша оценка ПМЖ «Триумф»:
Т — талантливо!
Р — респект!
И — интересно!
У — умно!
М — можно и лучше!
Ф — фи!


364.gif

18 декабря 2014, 10:43
Агроном публикует материал
Как выбрать кокосовый матрас?
02 сентября 2014, 10:23
Агроном публикует материал
Интересные факты о декоративных подушках
29 августа 2014, 18:52
Агроном публикует материал
Какую обувь купить осенью малышу?
27 августа 2014, 13:10
Агроном публикует материал
Реклама pr в интернете
27 августа 2014, 12:46
Агроном публикует материал
Правильный уход за автомобильными чехлами
31 июля 2014, 20:00
Агроном публикует материал
Выбор чехлов для Iphone/ipad - серьезный шаг.
24 июля 2014, 12:36
Агроном публикует материал
А вы уже купили детский велосипед?
21 июля 2014, 10:42
Агроном публикует материал
Таможенные услуги
15 июля 2014, 22:57
Агроном публикует материал
Качественные услуги телефонии
15 июля 2014, 13:43
Агроном публикует материал
Правила выбора мото аккумулятора
24 мая 2014, 10:39
Агроном публикует материал
Покупаем насос для отопления Grundfos
30 апреля 2014, 00:29
Агроном публикует материал
Online игры доступны всем и каждому