Триумф
Ольга Медведева26 мая 2009, 04:52.раздел: Театр КВН ДГУ и все-все-все

Григорий Гельфер: «Ресурс ещё не исчерпан!»

GG.jpgСегодня, 26 мая, Григорию Гельферу, художественному руководителю и бессменному автору текстов Театра КВН ДГУ, исполнилось 55 лет. А это прекрасный информационный повод для появления этого материала.


- У Вас характерная для многих близнецов манера двигаться. Какие ещё отличительные моменты присущи близнецам?

- Я не могу говорить обо всех близнецах. Могу говорить только о себе. У меня достаточно сложная манера общения. Любое предложение я начинаю со слов «Не, ну...» Я начинаю говорить с какого-то противоречия, а потом анализировать, что, собственно, произошло. В голове у меня сразу любой тезис превращается в антитезис.

 

Не знаю, насколько это характерно для всех близнецов. Близнецы - это знак воздуха, постоянно в противоречиях, постоянно как воздух, заполняет всё пространство. Вот я тоже постоянно в движении, а эти «Не, ну...» - попытка диалектического поиска, правильного соответствия формы и содержания - мне это присуще.

 

- Как вы уживаетесь и творите со своим партнёром-скорпионом Евгением Гендиным? Сложно ли двум таким пылким натурам создавать и созидать вместе?

- Конечно, сложно! В творчестве нам проще находить общий язык, чем в жизни, чем за его пределами. Нами руководит нечто более высокое, нежели мы сами. Какой-то не открытый нами высокий смысл, который там бьётся в поиске постоянном. А когда мы просто по жизни, мы не защищены ничем свыше, становимся обычными людьми с зазубринами, ущербинами и недостатками. За много лет мы притёрлись как детали какого-то работающего механизма и работаем. Ресурс ещё не исчерпан.

 

- Вы закончили мехмат, а потом литературный институт. Как Вы почувствовали, что от математики надо перейти к лирике?

- Учёбу на мехмате я вспоминаю, как одни из самых лучших дней моей жизни. Мехмат - это особый факультет в нашем университете. Во времена, когда я учился - это был самый передовой и яркий факультет, на котором бурлила жизнь - самодеятельность, творческая жизнь. Приобщение к чему-то сценическому, театральному я получил в студенческие годы. Я был активным участником театра зримой песни и поэзии «Юность». Были КВНы на мехмате. Я был первым капитаном студенческой команды, хотя это произошло, когда я только-только закончил университет. С мехматом связаны творческие моменты юности. Я хорошо учился, закончил с красным дипломом. Соединялась учёба на прикладной математике и КВН, и капустники. На всё хватало мозгов, сил, всё было в радость. Я работал достаточно долго по специальности системным программистом, имел дело с компьютерами, которые сейчас показывают только в исторических фильмах и музеях. Очень большие конструкции. Я ездил по всяким наладкам, вводил в строй операционные системы. В тот же период я начал писать юмористические рассказики с подтекстом, со скрытой иронией и сарказмом в те советские времена. Мехматовская связь не прерывалась, юность продолжалась. Я начал их носить по всем газетам, посылал в Москву в «Юность», в «Литературную газету». Меня начали публиковать под псевдонимом Григорий Аркадьев. Мне сказали, что это более проходимый вариант, чем моя фамилия. Она не очень типична для писателей-юмористов - да-да! У кого Горин, у кого Арканов. Я отнёсся к этому с пониманием. Для меня главным было написать и увидеть это в печати, а то, что я Аркадьев, так я кому надо, расскажу. Набралось на книжечку «Место для Коноплёва», которая вышла в 1989 году. Написал пьесу - сказку в духе Шварца и послал в литературный институт. Я хотел не филологическое образование, а в литературную тусовку. Там бывали самые знаменитые люди тех времён. Я послал свою пьесу на конкурс, потому что хотел, чтоб это было как-то с театром, чтоб то, что я придумал, воплощалось на сцене. Я получил приглашение, в котором говорилось, что я прошёл творческий конкурс и меня приглашают на сдачу экзаменов. Я худо-бедно сдал экзамены и оказался студентом литературного института отделения драматургии, где я и проучился 6 лет. Я учился заочно и проводил в Москве три-четыре недели. Было интересно - это были последние годы застоя, первые годы перестройки. Но все мы жили форматом большой огромной великой страны. Билет до Москвы стоил 9 рублей, а не 100 долларов, как сейчас. Всё было законно. Приходило письмо, что я допущен к сессии. Туда съезжались отовсюду - от Владивостока до Питера и Средней Азии. Очень разные интересные люди, все что-то писали, что-то сочиняли. Со мной на курсе училась Наташа Варлей, она писала стихи. Мне посчастливилось быть на встрече с Булатом Окуджавой.

Потом всё перешло в другую степень. Произошёл КВН.

 

- Вам хотелось бы жить и работать за границей?

- Нет. Я мог переехать в Москву, и там бы что-то как-то сложилось, но я люблю этот город, даже лишённый «Евро-2012». А возможность повидаться с друзьями в других городах и странах есть. Я слишком сильно привязан к Днепропетровску, чтоб уехать куда-то насовсем.

 

- С чего началась Ваша работа в команде КВН?

- С дней мехмата. Первые две игры я был капитаном команды студентов. Я выводил на сцену команду, озвучивал какие-то шутки, но петь я не умею и, наверное, уже не научусь. Потом Яша Миносян был капитаном, потом Игорь Чернобельский. Моя основная задача - придумывание домашних заданий, спектаклей. Это называлось «Второй день мехмата».

Этот клуб всё время существовал. Я уже поступил в литературный институт. Я вытаскивал людей сюда из «Студенческого меридиана», чтобы посмотреть.

 

Когда начался возрождённый КВН, у нас уже была почва подготовлена. Приехал из Москвы сам Александр Васильевич Масляков и Юлий Соломонович Гусман. Это был 1987 год. Думаю, это был единственный выезд Гусмана, да и Масляков не очень-то ездил смотреть команды. Они приехали сюда, мы собирались в КБК (клуб университетский). Браковали они всё. У нас была одна ночь, мы что-то переписывали. Потом второй раз смотрели. Думаю, это напоминало визит комиссаров УЕФА. Типа: «Ребята, у вас ничего не готово, но мы вам даём шанс». Мы что-то безумно писали, потом нам сказали, что вы играете с командой МГУ. Так произошло наше рождение. Если мне не изменяет память, это было 17 октября 1987 года, мы вышли на сцену, сыграли с командой МГУ, выиграли у неё. В плане телевизионном это случилось тогда, но собственно команда и её основной костяк был заложен ещё мехматом и ансамблем «Юность». Я там был, Женя Гендин, Саша Сергеев, Боря Худимов, Ира Ёлкина - мы все прошли через «Юность». Но, в общем-то, это из разряда «бойцы вспоминают минувшие дни».

 

Если где-то волею случая пересекаемся с Масляковым, то очень рады друг друга видеть. Мы не команда, не играем в КВН, живём и выживаем теми способами, которые нам доступны. Нас связывает только яркое прошлое - яркое, разнообразное, драматическое. Мы не поссорились так, чтобы смертельно, никто из нас никому не нанёс необратимых обид. Были разные периоды...

 

- Ходят легенды о том, как вы послали Барина (А. В. М) на три весёлых буквы. Некоторые считают, что это помешало телевизионной карьере КВН ДГУ, другие, наоборот, считают, что после этого стали чаще приглашать в Москву.

- Мы резко не разрывали отношения. Был период, когда нас приглашали в какие-то другие проекты лет 5 назад. Нас пригласили участвовать в программе «Хорошие шутки» на «1+1». А он не хотел этого. Не сам это сказал, а нам передали. Этот проект он воспринимал в пику себе - это бизнес. А поскольку мы дали обязательства, то необходимо было участвовать. Помимо этого у нас предполагалось мероприятие в Ледовом дворце в Днепропетровске, и мы пригласили «ЧП» и «Утомлённых солнцем», чтобы они у нас выступали. Это команды, которые были составной частью империи Маслякова. Я сказал, что мы будем участвовать в записи «Весёлых шуток». Не предполагалось, что будет такая резкая реакция - когда мы уже записались, уже афиши развесили, продали билеты, командам «ЧП» и «Утомлённые солнцем», которых мы уже объявили, запретили ехать в Днепропетровск. Масляков сказал категорическое «Нет!», нам обещал Днепровскую Лигу закрыть - это всё было жёстко достаточно. Эти команды не приехали, мы поменяли афиши. Пригласили «ОСП» и «95 квартал». Мероприятие состоялось. Публика на 99,9% была довольна. Мы даже хотели Маслякова пригласить, чтоб он вёл. Понятно, что он с этой темы съехал. Приехал Ян Левинзон, всё прошло нормально. Город мероприятие воспринял очень хорошо.

 

За период нашего общения у нас как были периоды фаворитизма, так и периоды «Ну, всё, вы меня уже достали, на хер вы мне нужны?» Все это проходили - это его бизнес, ну и что? После этого никаких контактов не было, а потом нас позвали. Был кубок Президента Украины. Мы написали «Yellow Submarine». Позвонил Чивурин: «Мы вас приглашаем, чтоб вы приехали». Когда к нам поступали оттуда какие-то приглашения, мы никогда не отказывались. Выступили - отношения наладились. Со временем вся острота сглаживается и, наоборот, разнообразит воспоминания: «А вот когда мы... тогда...»

 

Когда начались бенефисы команд КВН в программе «Вне игры», мы были первой командой, которая записала это. На нас, как обычно, всё проверялось сначала. Маслякова не было в зале. Он стоял за сценой, в зале не сидел, когда мы выступали. Когда в эфир пошла передача, он в эфир был вмонтирован - сидел и смеялся. Он не знал, как это будет, что это будет, а когда стало понятно, что это клёво - заобнимались, расцеловались.

Поскольку все наши отношения в прошлом, я считаю, что это значительный человек, который во многом оказал большое влияние на нашу судьбу. Он человек неоднозначный, жёсткий, заточенный на своих интересах, но это нормально. Когда наши интересы совпадали, получались хорошие результаты. Бывало, что у нас получались результаты независимо от его желания. Бывало, что не получались, но это жизнь.

 

Проект «ШОУ № 330» начался, поскольку с КВНом мы не очень связаны. А надо создавать какой-то телевизионный продукт, потому что мы дети телевизора. Когда нас видят по телевизору - всё хорошо, когда не видят - забывают. Поэтому возникла мысль создать какой-то телевизионный формат. Возникла идея, может даже у меня, что можно делать телевизионную школу. Родилась такая мысль, что через уроки можно, потому что КВН при всех его заморочках, недостатках был для нас полезен с точки зрения технологии. Когда мы перед собой имели какое-то задание, то мы писали, пытаясь выполнить это задание. Иногда то, что мы писали, очень разрасталось, и мы уже забывали, на какую тему это всё писалось. Но сам посыл носил характер каких-то условий. Написать надо, допустим, песню о депутатах. Мы написали песню о трёхрублёвых депутатах. Если бы мы сидели и думали, что бы нам сочинить, то мы бы такого не сочинили. А так есть некий, условно говоря, заказ. Он в явной форме, но задаёт какой-то формат. На фестивали мы концентрировались. Мы понимали, что должны сочинить 7-8 минутный номер. Иногда это было супер. Если тема фестиваля была «Выбор», мы написали «Белый лебедь на пруду», но мы исходили всё равно из задач. А что мы напишем о выборе - это уже зависело от того, какие мы талантливые ребята. Когда мы стали предоставлены сами себе, это был уже наш внутренний посыл. Мы шли просто на поводу того, что крутится у нас в голове и сердце. Результаты бывали непредсказуемые. Нам для того, чтобы продуктивно работать, нужно ставить себя в какие-то рамки. А формат школы это позволял. Мы понимали, что берём учебник биологии или истории, и мы знаем, что сегодня мы будем писать песню о микроскопе. Дальше наша буйная фантазия должна была соответствовать этой теме. Как Чехов говорил - настоящий писатель может взять пепельницу и написать о ней рассказ. Для нас важно было набрать вот этих пепельниц. Формат школы был очень удобен. Он раскладывался на наших актёров. Казалось, всё хорошо, но мы не являемся профессиональными телепроизводителями. А это главное. Телевизионные продукты, в отличие от продуктов литературных, сценических делаются совсем по-другому. По другим законам, которых мы не знаем и, по-видимому, уже никогда не поймём. Там есть понятие формата, рейтинга.... И вероятность того, что сидя здесь, и не общаясь с телевидением, можно создать на коленке даже при большом количестве талантливых людей, включая очень одарённого Женю Вагнера, продукт, который можно сделать телевизионным... Как оказалось, это очень сложно. У нас было несколько попыток создать телевизионный продукт, но это всё имело судьбу такую сложную и не триумфальную. Где-то что-то показывали, какие-то кусочки брали. Всё стоило больших денег, большой крови. Мы это делали в муках, а телевидение делается по-другому. Там технология - надо быстро, много и чтоб было понятно, кому адресовано. А все наши рефлексии, интеллигентские дела, попытки добраться до смысла жизни - это не товар. Он может вызывать у кого-то интерес, у кого-то восхищение, но это не то, что можно регулярно впаривать и на этом зарабатывать.

 

Каким-то элементом в культурном спектре того, что делается в мире, это является. Но то, что это не является товаром, который можно выгодно продавать - это факт. Себя уже не изменишь.

 

Мы с Гендиным пишем много для Москвы. Пишем добротно, ремесленно. Они знают, что им надо, могут внятно формулировать, и мы не мучаясь, добросовестно им отправляем. 10 лет новогодние огоньки пишем для России. На канале «Россия» осели ребята из «Одесских джентльменов» в отделе спецпроектов. В частности Слава Пелишенко, он был капитаном команды одесситов. Они живут в Москве, работают на канале «Россия» и отвечают за эти проекты. Мы люди одного поколения и мы дружим, уважаем друг друга. С их подачи мы подключились. Потом уже напрямую начали. И вот на протяжении 10 лет пишем «Огоньки», мюзиклы. Я не могу сказать, что это высокохудожественные продукты, но, тем не менее, люди их смотрят. Это наши «ёлки», по большому счёту. Это неплохо оплачивается, в какой-то степени это престижно - писать для Москвы, понимая, что тут выйдет Лужков, а тут Киркоров. И ты смотришь, как они поют то, что ты им в Днепропетровске написал. Это работа. То, что мы делаем для себя - это согрето или даже обожжено какими-то порывами изменить жизнь. Вот в чём проблема наша. Не просто заработать бабок, популярность, а что-то изменить в людях - это всегда очень стрёмно. Когда мы пишем для «Голубого Огонька», мы ничего не хотим изменить. Наша задача - просто написать 3 минуты смешного пародийного текста. А когда мы пытались и по-прежнему пытаемся делать что-то в нашем коллективе, мы сдуру каждый раз пытаемся помимо того, чтобы заработать денег, славы и всего прочего, сделать что-то такое, что изменит хоть одного человека.

 

«Старпёр» мог бы быть, если бы всё делалось немножко телевизионными мозгами. Людям нравятся положительные герои. Когда человек борется за восстановление справедливости и побеждает своих врагов. Это всё может быть по-разному. Мы выбрали такого героя. На парадоксе - пенсионер, занюханный безобидный старичок, и если он оказывается в состоянии победить все наросты нового мира, то это будет прикольно. Много лет прошло со дня замысла, хотя реалии всё равно не устарели. Если бы это пошло на поток, может, мы бы написали больше серий. Мы действительно получали удовольствие, когда писали какие-то тексты. Это было сложно для телевидения. Всё равно это была претензия. Мы пытались замаскироваться под какую-то развлекательную передачу, а на самом деле там была претензия на гуманизм, справедливость - вещи, которые не очень вписываются в такой формат. Понятно, что если есть какое-то умение, то его можно применять по-разному. Я, да и Женя Гендин, тоже являемся заложниками своих умений, потому что и здесь, и в Москве есть множество друзей, которым хочется блеснуть, сказать лыко в строку. Поэтому я много пишу того, о чём меня много просят. Позвонит близкий человек: «Иду туда-то и туда-то. Я могу рассчитывать, что ты мне напишешь песню?» А поскольку помимо близких людей есть ещё просто какие-то хорошие люди, тогда это становится неким продуктом - как нарисовать картину, сфотографировать, испечь торт - это такой заказ. Есть люди в нашем портфолио с состоянием в миллиард долларов, для которых мы что-то делали. В идеальном варианте делается видеопоздравление, какая-то театрализованная история с музыкальной основой, с костюмами. И делается художественный клип, посвящённый какому-то событию - свадьба, юбилей. Это вещи профессионально, качественно сделанные.

 

israplus.jpgВы прочли отрывок из будущей книги о Театре КВН ДГУ «Монеты на ребре», которая появится уже этой осенью. К книге будут приложены 2 диска DVD - «ШОУ № 330» и «Старпёр. Миссия справедливости». Следите за рекламой!


А мы оставим вас и перейдём в малый зал Дворца студентов, где и отметим славный юбилей! С праздником, друзья!


Открытое письмо Виктора Андриенко Григорию Гельферу

Юбилей Григория Гельфера. Фотоотчёт

 

При копировании материала, пожалуйста, укажите авторство и установите активную ссылку на портал Первый Междугородный Журнал «Триумф»

Разместить в LiveJournal Разместить на FriendFeed Сохранить в Evernote Разместить на ИМХОнете В дневник Liveinternet Забобрить!
В закладки Яндекса В Одноклассники.ru В Мой мир


26 мая 2009, 04:52.Автор: Ольга МедведеваПросмотров: 4681Комментарии (3)раздел: Театр КВН ДГУ и все-все-все
Оценка статьи: +11 Нра! :)НЕ нра! :( -0
с юбилеем!
Аврора31 мая 2009, 01:23Ответить
почаще надо посылать на три буквы, уважать начнут
Аврора28 июня 2010, 14:01Ответить
Театр КВН ДГУ, ФОТО, ВИДЕО, Евгений Гендин, Евгений Чепурняк, Вадим Сильничий, Илона Солоняк, Александр Голубенко, Яков Миносян, Гельфер, фото, первый междугородный журнал триумф, пмж триумф, журнал триумф, Ольга Медведева Юрий Богуславский, «Красная Бурда», Евгений Вагнер, Александр Горин, Александр Городецкий, Владислав Дедовец, Игорь Демьяненко, Евгения Дитятковская, Олег Клевцов, Владимир Кольцов, Иван Куличенко – мэр Днепропетровска, Александр Макеев, Маркелов, Почуев, Александр Рось, Вячеслав Рыжов, Сергеев, Терещенко, Тимошенко, Троянский Олег, Цукрова Инна, Цукров Игорь, Игорь Чернобельский, Борис Худимов, Иван Шепелев, Владислав Шмидт. Театр Зримой Песни и Поэзии «Юность»

tr-rss-150.gif

Адрес редакции:

 

Ваша оценка ПМЖ «Триумф»:
Т — талантливо!
Р — респект!
И — интересно!
У — умно!
М — можно и лучше!
Ф — фи!


364.gif

18 декабря 2014, 10:43
Агроном публикует материал
Как выбрать кокосовый матрас?
02 сентября 2014, 10:23
Агроном публикует материал
Интересные факты о декоративных подушках
29 августа 2014, 18:52
Агроном публикует материал
Какую обувь купить осенью малышу?
27 августа 2014, 13:10
Агроном публикует материал
Реклама pr в интернете
27 августа 2014, 12:46
Агроном публикует материал
Правильный уход за автомобильными чехлами
31 июля 2014, 20:00
Агроном публикует материал
Выбор чехлов для Iphone/ipad - серьезный шаг.
24 июля 2014, 12:36
Агроном публикует материал
А вы уже купили детский велосипед?
21 июля 2014, 10:42
Агроном публикует материал
Таможенные услуги
15 июля 2014, 22:57
Агроном публикует материал
Качественные услуги телефонии
15 июля 2014, 13:43
Агроном публикует материал
Правила выбора мото аккумулятора
24 мая 2014, 10:39
Агроном публикует материал
Покупаем насос для отопления Grundfos
30 апреля 2014, 00:29
Агроном публикует материал
Online игры доступны всем и каждому