Триумф
Максим Сибирцев18 февраля 2011, 16:06.раздел: Украина

Какой набожный город, или Не духом единым…

«Какой культурный город!– сказал Остап. – Вы, вероятно, заметили, Балаганов, что из четырех встреченных нами граждан четверо оказались художниками».

Эти слова с непринципиальными оговорками можно отнести и к Кривому Рогу. Для этого всего лишь стоит заменить прилагательное «культурный» эпитетом «набожный», а художников - на культовые сооружения. Ведь если так дело пойдет и дальше, то уже в считанные годы наш город по количеству храмов, соборов и церквей сможет составить конкуренцию Ватикану, или, по крайней мере, Львову…
Согласен, нарываюсь. Рискую быть превратно понятым и незаслуженно прослыть воинствующим безбожником. И, тем не менее, разверну начальный тезис до конца. Авось, не сочтут за ересь братья-православные, и не поставят в один ряд с богомерзкими анафемами Гришкой Отрепьевым, Иваном Мазепой и Львом Толстым…

Конструктивно и архитектурно

Вы обратили внимание, сколько в Кривом Роге в последние годы появилось церквей? Счет уже пошел на десятки. И что же здесь плохого, спросите вы, и будете правы. Плохого, конечно, ничего, - церковь, все-таки лучше, чем казино. И вместе с тем, согласно распространенному заблуждению, обилие культовых сооружений является неоспоримым подтверждением духовно-религиозного возрождения нации. 

Однако если присмотреться пристальнее, то храм – в его материальном воплощении – всего лишь постройка из железобетона, если и отличающаяся от продуктового склада, то разве только конструктивно и архитектурно. (Большевики, например, обожали делать из церквей овощебазы. Проводя десакрализацию культовой постройки, они заполняли освободившееся после Бога пространство кислой капустой, мочеными яблоками и гнилыми помидорами). Но что же тогда превращает храм в святое место? А делает его таковым вера людей, храм посещающих. 

Точнее, соборность людей в вере, общая молитва и открытость сердец множества, которое в храме сливается в единство. Именно благодаря этому оживает весь привычный церковный антураж – иконы, свечи, аромат ладана. В результате вещи отвечают людям взаимностью: иконы откликаются на наши молитвы, огонь свечи разгоняет духовный морок, а запах тлеющей смолы растений рода Boswellia приобретает возможность обращать нечисть в бегство. 

Религиозный диамат

церковь.jpgИстинная религиозность, и как ее более радикальная разновидность – набожность – требует от человека даже за пределами храма сохранять животворящую веру и христианское единения в высших моральных ценностях. А что же мы имеем на практике? А имеем мы, мягко говоря, обратное. Кривой Рог упорно не желает расставаться с сомнительной славой криминальной столицы Днепропетровщины. По этим показателям он даже умудрился заткнуть за пояс аж три западноукраинские области…

Вид очередной стройплощадки, на которой возводят которую по счету церковь, лично у меня рождает воспоминания об одном из законов диалектики – переходе количества в качество. Именно так выглядит нелепая попытка методами диалектического материализма решить идеалистические вопросы религии. Точнее – веры. Кому-то, видимо, привиделось во сне с четверга на пятницу, что рост количества культовых построек неизменно обязан повлечь за собой религиозный ренессанс и всплеск нравственности. 

К сожалению, пока ничего подобного не наблюдается. (Вспомним криминальную статистику). А чего мы ожидали? Умение человека «правильно» креститься отнюдь не добавляет ему ни горчичного зерна веры. То же самое и с храмами: количество и качество в этом вопросе остаются чуждыми друг дугу категориями. Семена веры заложены в человеческой душе, и бесполезно ожидать, что они прорастут где-то за ее пределами. В этой связи позвольте поделиться с вами еще одним моим убеждением… 

_41591322_23_4.jpgБольшое обилие церквей не приближает к Богу, а, напротив, отдаляет от него. Дорога, в которую выступает человек, движимый жаждой духовного общения с создателем, становится паломником. Он чувствует необходимость посетить храм, настроен на особое восприятие момента, и теперь должен пройти путь, отделяющий его от заветной цели. 

Другими словами, символически преодолеть ряд неудобств. Они необходимы как проверка искренности намерений, силы решения и стойкости духа. В конце дороги, когда трудности уже позади, а огонь решимости не угас, наступает момент особого блаженства. Ценится только то, что дается с трудом. Иначе как отличить духовный путь в Иерусалим, Мекку или Бодх-Гаю от банального визита в гастроном за банкой фаршированных томатов? 

Почесывая задницу

Как бы неожиданно это не прозвучало, но русских (в данном случае слово «русский» производное от «Русь», а не «Россия») и евреев объединяет одна глубинная черта. И те, и другие пребывают в гордом заблуждении относительного богоизбранности своего народа. С евреями – понятно, - читайте талмуд, а вот с русскими – сложнее. Теорией своей духовной исключительности мы во многом обязаны почвенникам-славянофилам и Достоевскому. 

церк1.jpgПоследний, например, был уверен, что «русский человек без Бога – дрянь, а не человек». Проще говоря, нам предлагается поверить, что русские люди поголовно религиозны, буквально уже по одному факту своего рождения. И сути не меняет даже решимость героев того же Достоевского обменять нательный крест на шкалик. Другой же современник Федора Михайловича – Виссарион Белинский – напротив, уверяет, что русский человек не религиозен, а по-язычески суеверен. Вот, например, его диалог с Гоголем: «По-Вашему, русский народ - самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу. 

Он говорит об образе: годится - молиться, не годится - горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности». А если кто считает слова великого демократа пустыми наветами, советую припомнить все наши языческие атавизмы, порицаемые церковью, – от походов по бабкам-ворожеям, до разудалых скифских пьянок на высоте метр семьдесят над уровнем гробов в День поминовения усопших…

Одна моя знакомая, которой часто приходится бывать в Тбилиси, рассказывала о религиозном своеобразии грузин: 
- Тбилисский таксист настолько религиозен, что когда проезжает мимо храма, бросает руль и начинает истово осенять себя крестным знамением. И тут же его рука, повинуясь чувству уже иной природы, как бы невзначай вместо ручки скоростей ложится на твое колено…
Что ж, зная мою знакомую, таксиста, особенно грузинского, очень можно понять. Жизнь – это одно, христианство – другое, а Христос – третье…

«Кудеяровы церкви»

Как-то в одной телепрограмме рассказали о факте, на мой взгляд, очень красноречиво характеризующем нынешнюю «религиозную ситуацию». В частности, телевизор сообщал о лидерах известной в России преступной группировки. Они пожертвовали на строительство храма крупную сумму. Естественно, не безвозмездно: по их условию, на колоколах, отлитых за их деньги, должны были появиться слова: «От солнцевской братвы». 

На ум приходит одна из легенд о разбойнике и душегубе Кудеяре. Этот древнерусский бандюган, за свою жизнь зарезавший не одну роту купцов, к старости узрел Бога и задумался о душе. Он выбросил ножик, смыл с рук кровь да и подался в монахи. Только вот разница между былинным атаманом разбойников и нынешними продолжателями его дела в том, что первый раскаялся. Вторые же – как и положено язычникам – отдают на храм долю со своих «трудов неправедных». Так что церкви иногда строятся частично и за «кудеяровы деньги». И в Кривом Роге – в том числе…

Или еще. В парке 200-летия Кривого Рога, что возле магазина «1000 и одна мелочь», в нескольких метрах от мемориала в память о павших воинах-афганцах, строится храм иконы Божьей матери «Взыскание погибших». Решено, что он будет «афганским». Собственно, его так уже называют и ветераны Афганистана, и сам настоятель будущего храма, простите, не запамятовал его имя. 

Что ж, пусть будет так. Но странно: когда я слышу их формулировку «наш храм», у меня возникают предметные ассоциации с закрытыми клубами, где вход «только для членов». Местоимение «наш» несет на себе отпечаток некое обособленности, кастовости. И как быть с апостолом Павлом о том, что «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос»? 

Думаю, наши власти и церковные иерархи выбрали не тот путь. Он не то чтобы ошибочен, скорее, просто удаляет от сути любой религии, не только христианства. Повышенное внимание к душе при таком подходе подразумевает вынесение плоти за скобки нашего внимания. Между тем серединный путь, о котором говорили и Будда, и Христос как раз и подразумевает равную заботу как о духе, так и плоти. Крайности здесь, как и везде губительны и для первого, и для второго. (Лучше всего эту мысль выразил сам народ: «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет»). 

То же православие признает за телом роль «священного сосуда», вместилища духа. Недаром ведь хлысты и скопцы, думавшие иначе, осуждались церковью как еретики… 

Колокол как средство от покраснения кожи

В районе Дзержинки, возле мемориала «Победа», в небо растет колокольня, которая обещает стать самой высокой на Днепропетровщине. (Так и до вавилонского греха гордыни недалеко). А в нескольких десятках метров находится 1-я городская больница. Так вот, мне довелось в ней лежать, и я вам признаюсь: не комильфо. Чувствуете, к чему клоню? 

А вот еще. Недавно побывал в одном из городских приютов. Несколько недавно доставленных малышей ползают в манеже. На розовых попках - алые пятна: нежные детские лосьоны – непозволительная роскошь для сирот. А неподалеку опять-таки работает башенный кран: строят очередную молельню. Для кого, спрашивается? Мне и уже имеющихся - с головой, а этой брошенной мелюзге вообще пока не надо.

Гораздо важнее для них сейчас, чтобы попка не пекла. Чтобы из павианьей поскорее опять превратилась в человеческую. Но взрослые не купили лосьона, а потратили деньги на колокола, и наслаждаются теперь их перезвоном. А брошенные дети и больные старики потерпят, небось не баре… 

К Богу человек должен приходить не в печали, а в радости. И примеры обратного только подтверждают правило. А потому сначала нужно человека накормить и обогреть. У нас же по-прежнему в ходу ущербная «достоевщина» со страданием как единственным лекарством от душевной проказы. 

Мы наполняем храмы иконами, чтобы излечивать душу, вместо того, чтобы сделать доступной медицину и вылечить сначала тело. «Не хлебом единым будет жить человек». Но и одним духом тоже долго не продержится…

Источник

blog comments powered by Disqus
Разместить в LiveJournal Разместить на FriendFeed Сохранить в Evernote Разместить на ИМХОнете В дневник Liveinternet Забобрить!
В закладки Яндекса В Одноклассники.ru В Мой мир


18 февраля 2011, 16:06.Автор: Максим СибирцевПросмотров: 3234Комментарии (1)раздел: Украина
Оценка статьи: +6 Нра! :)НЕ нра! :( -0
Влад Топалов27 октября 2008, 19:21Ответить
истину глаголете, православный...)

tr-rss-150.gif

Адрес редакции:

 

Ваша оценка ПМЖ «Триумф»:
Т — талантливо!
Р — респект!
И — интересно!
У — умно!
М — можно и лучше!
Ф — фи!


364.gif

18 декабря 2014, 10:43
Агроном публикует материал
Как выбрать кокосовый матрас?
02 сентября 2014, 10:23
Агроном публикует материал
Интересные факты о декоративных подушках
29 августа 2014, 18:52
Агроном публикует материал
Какую обувь купить осенью малышу?
27 августа 2014, 13:10
Агроном публикует материал
Реклама pr в интернете
27 августа 2014, 12:46
Агроном публикует материал
Правильный уход за автомобильными чехлами
31 июля 2014, 20:00
Агроном публикует материал
Выбор чехлов для Iphone/ipad - серьезный шаг.
24 июля 2014, 12:36
Агроном публикует материал
А вы уже купили детский велосипед?
21 июля 2014, 10:42
Агроном публикует материал
Таможенные услуги
15 июля 2014, 22:57
Агроном публикует материал
Качественные услуги телефонии
15 июля 2014, 13:43
Агроном публикует материал
Правила выбора мото аккумулятора
24 мая 2014, 10:39
Агроном публикует материал
Покупаем насос для отопления Grundfos
30 апреля 2014, 00:29
Агроном публикует материал
Online игры доступны всем и каждому